Второе Торжество Православия

Второе Торжество Православия

27/03/2016 519

В первую неделю (воскресенье) Великого поста мы отмечали день Торжества Православия – победы православного иконопочитания над еретическим иконоборчеством. Вторая неделя поста по церковному календарю приурочена памяти святителя Григория Паламы. Это воскресенье можно по праву считать вторым Торжеством Православия – торжеством истинного Богообщения над отрицанием самой возможности личной встречи и общения с Творцом.

Имя Григорий переводится с греческого как «бодрствующий». Это имя одно из немногих, которые имеют собственно христианское происхождение. Ведь, бодрствование – одна из важнейших христианских добродетелей, нераздельно связанная с молитвой и постом.

Много святых Григориев чтит Православная Церковь. Это и святитель Григорий Чудотворец, живший в ІІІ веке, и Григорий Назианзин старший, отец еще одного Григория – Богослова, и Григорий Нисский, и Григорий Двоеслов.

Наряду со всеми своими тезоименитыми предшественниками святитель Григорий Палама внёс огромный вклад в дело выражения и защиты православного вероучения и духовной жизни. Его память отмечается два раза в год – кроме второй недели Великого поста, ещё и 14(27) ноября.

Жизненный путь святого Григория уникален. Он соединяет в себе, казалось бы, противоречащие друг другу добродетели – активную проповедь и умиротворённое молитвенное молчание (по греч. исихию), многозаботливое миссионерство и умное созерцание.

Семья Григория Паламы принадлежала аристократическому роду, который эмигрировал в конце XII века из Азии в Константинополь. Отец Григория – Константин Палама – был сенатором и воспитателем внука императора Андроника II. Когда маленькому Григорию было семь лет, его отец ушёл из жизни, успев принять монашеский постриг на смертном одре. Воспитанием молодого юноши занялся сам император, устроив его в императорский университет. Там Палама изучил не только грамматику, риторику, физику и логику, но и труды учёных и мыслителей, которые не входили в учебные программы.

Филофей Коккин, впоследствии ученик святителя, писал, что самостоятельная духовная жизнь будущего святого началась общением с приезжавшими в Константинополь афонскими монахами. По их совету он «изменил свои прежние привычки», предался «воздержанию, посту и бодрствованию», отказавшись от аристократического образа жизни. Несмотря на то, что император прочил Паламе политическую карьеру, 20-летний воспитанник принял решение о монашеском постриге и отбытии на Афон. Вместе с Григорием избрали монашеский путь его мать Кали, две сестры Епихарида и Феодотия, некоторые из его слуг. Два младших брата – Макарий и Феодосий – тоже последовали примеру Григория и отплыли вместе с ним на Святую гору Афон.

Прежде чем совершился его постриг, святой провёл два года в строгом послушании, посте и молитве под руководством преподобного Никодима Ватопедского. После смерти духовного наставника, примерно через 18 лет после прибытия на Афон, Григорий Палама переселяется в Лавру святого Афанасия. Через три года вовсе удаляется в пустыню под названием Глоссия. Спустя два года, святой снова был вынужден отправиться в путь. Вместе с 11 монахами он бежит от турецких набегов в Фессалоники, где принимает священнический сан. Около 1326 г. происходит новое переселение – уже на гору близ Верии, где святой предаётся суровой аскезе. В 1331 году, из-за повторявшихся набегов сербов на Верию, святитель снова вынужден переселиться, но уже обратно на Афон, в пустыню св. Саввы близ Лавры.

Однако долго предаваться излюбленному пустынножительству не удалось. В 1335 г. начался его знаменитый спор с Варлаамом Калабрийским, продлившийся целых шесть лет. В результате святитель Григорий Палама защитил не только образ жизни безмолвствующих монахов, но и Богооткровенное церковное понимание Богообщения, спасения и обожения от попыток их переосмыслить и извратить.

Основные положения Библейского и святоотеческого учения, систематически выраженного и обоснованного святителем Григорием следующие:

1. В Боге есть сущность и энергия, между которыми имеется «богодостойное различие». Они реально «различаются без расхождения» и без слияния. Сущность не существует без энергии, так же как и энергия без сущности. Сущность — причина и источник энергии. Она непричаствуема, неприобщима, непознаваема и неименуема; энергия же причаствуема, приобщима, познаваема и именуема.

2. Энергия есть «нетварная и природная благодать и озарение, неисходно выходящая» из Божественной сущности.

3. Различие в Боге сущности и её энергии не вводит двубожия и не нарушает Божией простоты. Ведь, и ум человека никто не назовёт сложным, потому что кроме сущности он обладает ещё различными действиями и способностями.

4. Поскольку энергия неотделима от сущности Бога, к ней также можно прилагать имя «Божество». Один и Тот же Бог пребывает в Своей неприступной сущности и всецело Себя сообщает в Своей благодати. Божественная энергия — Сам Бог. Энергия — особый, таинственный образ бытия Бога «вне» Его Сущности по отношению ко всем творениям.

5. Благодаря Божественной энергии осуществляется творение, промысл, спасение и обожение мира и человека. Благодаря нетварной энергии возможно непосредственное личное общение человека и Бога, возможно опытное приобщение к Нему, созерцание Божественного Света всем человеческим существом (духом, душой и телом). «Бог именуется Светом не по Своей Сущности, а по Своей энергии».

6. Приобщение, причастность Богу понимается как причастность Его энергии, но не сущности. «Когда мы говорим, что Божественная Сущность приобщима не в Самой Себе, а в Своих энергиях, мы остаёмся в границах благочестия».

Таким образом, Бесконечный Бог не находится на недосягаемой высоте от человека. Он не просто близок к нему. Сам Бог открывается, вступает в общение и соединяется с человеческой личностью – дарит ему всего Себя. Во всем этом выражается Любовь Божия. Теперь от нас самих, от нашего личного решения, от нашей свободной воли зависит, примем ли мы этот Дар, насколько сможем его вместить и сохранить в себе, ответим ли на Его Любовь нашей любовью. Бог-Любовь не только хочет, но и все сделал для того, чтобы все спаслись и достигли Царствия Небесного. Этому может воспрепятствовать только наша порочная жизнь, удаляющая нас от Христа.

За твёрдое и мужественное исповедание веры святой Григорий подвергался преследованиям, провёл несколько лет в тюрьме. Однако Господь освободил Своего верного слугу из заточения и дал ему ещё при его земной жизни увидеть торжество Православия. Учение святителя Григория было признано и провозглашено православным на двух поместных соборах в Константинополе 1341 и 1351 гг.; учение же его противников было осуждено как еретическое и анафематствовано.

Если бы победила точка зрения Варлаама и его последователей Акиндина и Никифора Григоры, «люди лишились бы главного в своей жизни — веры в действенное, реальное участие в ней Бога, уверенности в существовании благодати Божией, надежды увидеть Его милость и свет, – пишет Киприан Шахбазян. – Люди лишились бы возможности и способности приобщения к великому чуду Божией любви — одного из драгоценнейших действий в нас Бога».

Святитель почил 14 ноября 1360 года, в возрасте шестидесяти трёх лет. «Когда блаженная душа оставила бренное, но святое тело великого архиерея Григория, – повествует святитель Филофей Константинопольский, – то чудодейственная благодать витавшего в нем Святого Духа проявила себя необычайным образом: яркий необыкновенный свет наполнил горницу, в которой лежало тело Григория, и этот чудный свет видели все собравшиеся взглянуть в последний раз на кроткого и любвеобильного владыку». Этим чудом Господь напомнил о том нетварном свете, о котором в своих трудах говорил святой. Не удивительно, что святитель Григорий Палама был канонизирован всего через девять лет после кончины.

Всю свою подвижническую жизнь он призывал верующих к непрестанному умному деланию, к молитве Иисусовой – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эта молитва действенна и плодотворна лишь тогда, когда человек исповедует православную веру в бесконечную Любовь Бога к человеку и всему творению, когда он живёт по заповедям Христовым в Его единой, святой, соборной и апостольской Православной Церкви. Последуем же призыву святителя Григория Паламы, чтобы вместе с ним вечно блаженствовать и торжествовать в Царствии Христовом.

Другие материалы в этой категории: В чем смысл жизни? Зачем причащать детей?

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: