А был ли мученик? Кто и зачем раскручив ...

А был ли мученик? Кто и зачем раскручивает миф о новом украинском святом

03/08/2017 3426

Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.
(Мф. 24:4-5)


Наиболее массовое за весь ХХ век самоубийство было связано с религиозным движением «Народный храм». Тогда более 900 последователей секты совершили акт суицида. Как показало расследование, поводом послужило то, что некоторые члены секты решили покинуть ее ряды. Инициатором суицида стал лидер движения Джим Джонс, вознесший себя до статуса бога и решивший избежать массового ухода своих сторонников, что могло бы раскрыть правду о внутренней деятельности секты.

Подобные тенденции к образованию религиозных групп, отошедших от Церкви и замкнутых на культе одного человека, например, превозношения отдельных священников и монахов, имена и образ которых используют в личных целях их лидеры, наблюдаются и в современной Украине.

Во время Крестного хода 27 июля 2017 года среди верующих неизвестные распространяли литературу о «священноисповеднике и преподобномученике» Рафаиле, благословение на которую дали, по их словам, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и архиепископ Каменский и Царичанский Владимир. Вместе с тем, по имеющимся у митрополии УПЦ данным, ни Предстоятель, ни правящий архиерей подобного согласия не давали.

Кто же такой этот «святой», и что за история происходит в Солонянском районе Днепропетровской области?

С 1990-х годов в разных регионах Украины нес священническое послушание архимандрит Рафаил (Бараник), который преставился ко Господу 10 августа 2016 года, накануне причастившись Святых Христовых Таин. Причиной его бессрочной кончины стал гипертонический криз. Похоронен он в с. Елизарово Солонянского района Днепропетровской области.

После смерти архимандрита вокруг его персоны стали формироваться мифы, которые вскоре привели к появлению целого движения, вознесшего его в ранг святого. Прихожане его храма стали устраивать на могиле богослужения, мало напоминающие традиционную православную службу по усопшим, скорее – отдельные богослужения с прошениями к святому. В представлении участников этих стихийных служб архимандрит Рафаил является священномучеником и преподобноисповедником.

В понимании Православной Церкви подвиг мученичества совершается при страданиях, именно этот подвиг являет святость мученика. Подготовка к канонизации включает в себя не только составление службы, жития, похвального слова, молитвы, написание иконы и т.д., но и, прежде всего, удостоверение в чудесах, которые совершились по молитвам святого. Возведение в лик святого в Православии – это объявление перед полнотой Церкви о праведной жизни того или иного человека, которая может служить примером для подражания. Кроме того, разрешение на канонизацию выдает Синодальная Комиссия при УПЦ, и она никак не может совершаться своевольно верующими или священнослужителями. Таким образом, прославление святых осуществляет исключительно Церковь, которая установила серьезные основания для причисления к лику святых того или иного человека.

Между тем, расхождение действий людей, считающих себя последователями архимандрита Рафаила, с каноническими правилами причисления к лику святых не останавливают их. По информации, распространявшейся среди участников Крестного хода, на 10 августа 2017 г. запланирована эксгумация тела архимандрита с целью дальнейшего использования его останков как мощей. Такие действия, в соответствии с канонами Церкви, не являются достаточным основанием для канонизации и не могут рассматриваться как канонические.

Движение последователей архимандрита, почитающих его как святого, активно распространяет среди верующих УПЦ литературу об архимандрите и его духовном отце иноке Иоанне, используя недостоверные данные о содержании проповедей и творчества обоих монахов. Распространяют также уже готовые иконы, молитвы и жития «святого Рафаила», что в очередной раз показывает несоответствие этого движения канонам Православной Церкви. Ведь иконы и молитвы к святому появляются лишь в процессе канонизации. Отдельные статьи с призывами паломничества к могиле архимандрита Рафаила размещены в местной прессе, что вводит в заблуждение православных жителей Днепропетровщины.

Однако особое внимание стоит обратить на политическую подоплеку культа архимандрита Рафаила. В частности, в «молитве священномученику и исповеднику Рафаилу» мы читаем следующие слова: «да просветит в России и Малороссии Вера Православная». Вызывает сомнение случайность подобных слов в контексте происходящих в последние три года в Украине политических событий. Особенно взрывоопасными подобные фразы оказываются и исходя из реалий государственно-церковных отношений.

В проповедях и словах архимандрита Рафаила, размещенных в брошюрах и на интернет-сайте группы из с. Елизарово, огромное внимание уделяется не вопросам христианского благочестия и покаяния, а провокационным проблемам идентификационных номеров как «печати Антихриста», заговорам против Церкви и политическим вопросам.

Нашей целью не является разбор личности архимандрита Рафаила и соответствия приписываемых ему слов истине. Опасение вызывает, скорее, характер объединения почитателей архимандрита как святого. Личность арх. Рафаила ставится несравненно выше, чем других почитаемых в Православии святых. Интернет-страница последователей культа предлагает в своих молитвах обращаться прежде всего к нему, поскольку «Вы получите ответ, который Вам никто больше не скажет».

Именно вышеперечисленные особенности являются критериями любой тоталитарной секты. Таким образом, на наших глазах в современной Украине разворачивается ситуация активного превращения некогда православного прихода села в Днепропетровской области в деструктивный культ.

Противостоять подобным случаям можно исключительно опираясь на вероучение Церкви как целостного богочеловеческого организма, а не отдельных ее служителей, намерения которых могут быть далеки от истинно-христианских. Только учение Христа является Словом Божьим, любое искажение которого, пусть даже произнесенное с амвона, должно заставить каждого православного христианина задуматься – куда может привести такой путь.

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Иванна Онишук
Во-первых,уважаемый автор,у вас некорректное и провокационное название.Всем известно,что ныне покойный отец Рафаил не был мучеником и представился не в мучениях за Христа,а после Причащения и святых молитв,сподобившись мирной кончины.Во-вторых,откуда такая уверенность,что лет так через десять архимандрита Рафаила не канонизируют?Как тогда будете смотреть людям в глаза,если сомневались в его святости?
В-третьих,да,люди пишут не то,говорят много лишнего и неправильно высказываются.Но дыма без огня не бывает.Может,духовенству следовало не обвинять людей в сектанстве,а рассказать,что и как правильно делать.И следовало бы давно назначить комиссию по факту нескольких мироточений фотографии архимандрита.
В-четвертых,ни разу не была в Днепре и не знакома с людьми.Но они случайно дали мне брошюру возле храма одного из городов Украины,которую я и не думала читать.Просто положила с вещами.И только ночью,когда у меня обострился приступ хронической болезни,находясь одна,в незнакомом городе,я не могла заснуть от боли и начала ее читать.Каковым же было мое удивление,когда через полтора часа времени моя боль вообще прекратилась и на ум пришла причина,побудившая ее! Это заставило меня буквально прошестерить инет про отца Рафаила,биография которого еще раз подтвердила,что он был достойный человек,на котором была особая Божья Милость.Второй раз уже молилась ему после неудачной операции,после которой по ряду противопоказаний мне было нельзя употреблять обезбаливающее.И боль опять отступила!Поэтому с нетерпением буду ждать,когда отца Рафаила канонизируют по всем правилам и канонам Святой Православной Церкви.А в том,что это рано или поздно произойдет,ни капли не сомневаюсь!