Как дискредитируют Православную Церк ...

Как дискредитируют Православную Церковь в Украине

22/11/2017 1785
Почему украинские власти видят в Украинской Православной Церкви своего конкурента (фрагменты доклада, зачитанного на международной конференции «Глас Апостола Андрея Первозванного в современном мире», Патры, Греция, 2017).

В цивилизованном обществе исторически сложились разные типы государственно-церковных взаимоотношений. Все они основаны на принципе демократических свобод, уважения к человеческой личности, к ее достоинству и праву религиозного выбора. Каким бы ни был тип церковно-государственных отношений – моноконфессиональный (Ватикан, Саудовская Аравия и др.), дифференцированный (Великобритания, Испания, Болгария и др.) или универсальный (США, Япония, Франция), – ни один тип не предполагает дискриминации по отношению к собственным гражданам. Не исключением была и Украина до 2014 года.

23798629_1716596548414410_1352982976_o.jpg

В Конституции Украины закреплен универсальный тип церковно-государственных отношений, который предполагает равенство всех конфессий. С самого начала эта модель существовала de iure, а de facto на местах большей поддержкой пользовалась та конфессия, которую исповедовало большинство населения региона. На большей части Украины, за исключением некоторых ее западных областей, присоединенных после 1939 года, такой Церковью была Украинская Православная Церковь, которая получила права широкой автономии, самостоятельности в управлении, фактически независимая Церковь нашей страны. Взаимодействие Церкви и государства в годы независимости страны показало, что для нас возможна и приемлема модель партнерских отношений с государством в деле служения людям и благоустроения общества.

В 2014 году произошла «Революция достоинства», причины которой выходят за тему моего доклада. Однако вместо того, чтобы пришедшие к власти люди начали строить отношения с Церковью в русле европейских ценностей, которые декларировали как целеполагание в этой революции, возникла новая модель церковно-государственных отношений, имеющая тоталитарно-деструктивные элементы, значительно худшие даже, чем в сегрегационной модели отношений к Церкви в СССР. Мы бы обозначили этот тип отношений как «Идентификационно-дискриминационный», предусматривающий сращивание государства с определенной религиозно-политической структурой, которой отводится роль идеологически и политически заангажированной религии.

23825654_1716596751747723_2041004126_o (1).jpg


Политическая религия


Еще во время революции наметилась тенденция сращивания государства с определенными религиозными течениями националистической направленности. Цель этого движения – представить политическое в качестве религиозного, дав ему национально-патриотическую окраску. Лидерами этих течений стали схизматики во главе с Михаилом Денисенко и униаты, возглавляемые Святославом Шевчуком, которые активно включились в борьбу между собой за право быть служителями и вдохновителями новой идеологии, но имели общее свойство – ненависть к УПЦ.

В основу этой модели положены интересы государства по контролю и манипулированию гражданами, искажение догматики и канонов Православной Церкви, национальная идентичность и радикально жесткое и антагонистическое отделение УПЦ от государства. Как это и характерно для политической религии, сама борьба за власть в стране стала мифологизироваться как борьба добра со злом. В качестве «зла» представили Россию, а следовательно, и УПЦ, так как она находится в молитвенном единстве с РПЦ. Происходит сакрализация политического конфликта и, соответственно, сакрализация восприятия врага.

Причин в стране для такой метаморфозы взаимоотношений было немало.

23825800_1716596818414383_229696045_o (1).jpg


Причины дискриминации УПЦ


Историческая

Наше государство полиэтническое, с многополярной религиозной структурой. На территории нынешней Украины были Польское и Венгерское королевства, Московское, Молдавское и Литовское княжества, затем Речь Посполитая и Московия, а позже Австро-Венгерская и Российская империи. В силу сложности исторического процесса формирования украинской государственности использование политической религии показало в ней свою чрезвычайную эффективность, поскольку в генетической памяти жителей разных регионов была совершенно разная модель понимания исторического наследия. У жителей востока, юга и центра страны остался иммунитет от насильственного окатоличивания и борьбы запорожских казаков с Польской шляхтой по защите Православия. У жителей же западных областей большей болью отозвалось, с одной стороны, насильственное насаждение унии «огнем и мечом» с XVII в., а с другой, советизация этого региона в связи с событиями Второй мировой войны. То же самое можно сказать и о Львовском Соборе 1946 года, который до сих пор неоднозначно оценивают в истории Православной Церкви.

Воспитательная

Большинство людей, если они придерживаются той или иной религии или веры, делают это в силу того, что по своему рождению или воспитанию они принадлежат к этой религии или вере. Установки, воспринятые в детстве от родителей, оказывают стойкое и глубокое воздействие на всю их жизненную позицию, и практически невозможно расстаться с ними, признать их ошибочность или же воспринять новые взгляды. Зная положения только своей религии или веры, они мало интересуются изучением или осмыслением иной веры, не желают изменения всего уклада их жизни.

Поэтому тот образ мышления, который сейчас навязывают в стране, особенно болезненно воспринимают на восточных и южных территориях Украины.

Идеологическая

Все это привело к возникновению в разных регионах нашей родины исторически обусловленных центробежных тенденций. Но при умелом и мудром уважении местных традиций, бережном и тактичном отношении к народной памяти их можно минимизировать. Однако вместо этого власть имущие начали активно навязывать только одну, локальную западно-украинскую идеологию в качестве общегосударственной, основанную на принципах унии и национализма, с ее героями и мировоззрением. Вводя в большое смущение всех тех, кто эту идеологию не разделяет.

Важным моментом является то, что причиной разногласий религия не являлась и не могла являться, как это показал в своих работах американский ученый Гордон Олпорт. Истинной причиной религиозных конфликтов являлась не вера, а суеверие, ее извращенная форма. В частности, одним из самых одиозных проповедников и разжигателей дискриминации в Украине является Михаил Денисенко. Чего только стоит его заявление о том, что федерализация – это грех, который нужно смывать кровью.

23828845_1716597125081019_1686838325_o.jpg

Всем известно, если деятельность государственных учреждений и средств массовой информации не исходит из принципа равного уважения к религиозным убеждениям, это неизбежно приводит к дискриминации по религиозному признаку.

Государство всячески поддерживает религиозную стратификацию. Сегодня в нашей стране невозможно сделать государственную карьеру, занять хоть какую-то мало-мальски значимую нишу в государственной службе чиновнику, который открыто поддерживает УПЦ и относит себя к ее членам.

Социально-экономическая

Очень важную роль в сложившейся ситуации играют социально-экономические проблемы жизни общества. Резкое обнищание людей после событий на Майдане в 2014 году, война на юго-востоке страны, непопулярные реформы – все это становится тем «социальным фильтром» (Эриксон, Фромм) который сгущает конфликт, нагнетает страх и отчаяние среди населения.

На фоне военных действий власти предержащие в Украине не хотят заниматься решением экономических проблем и повышать благосостояние людей, но кормят народ обещаниями, что «будет как в Европе» и если будет ЕППЦ – все проблемы уйдут.

Секуляризация общества

Немалую роль в этом играет секуляризация общества и отступление его от веры Отцов. Главенствующей идеологией еще со времен СССР в стране стали мечта о сытой и комфортной жизни, идеи гедонизма. Лозунги Евромайдана – интеграция в Европу, европейские ценности и прочее. Никто не сможет нас упрекнуть в том, что современная Европа – яркий пример гедонизма.

Единственный, кто мешает расцвету гедонизма в Украине, – УПЦ, которая консервативна и никак не хочет принимать равенство полов, эвтаназию и то, что главным для людей должен быть золотой телец, а не Бог. Впрочем, вместо европейского благополучия народ имеет обратное, что является естественным следствием его отступления от Бога. Но тем не менее именно УПЦ стала единственной конфессией, которая подвергается системной дискриминации. Олпорт считает, что одно лишь различие в верованиях не приводит к преследованиям. Фактически, религиозные доктрины или проповеди отнюдь не являются причиной дискриминации. Напротив, религиозные преследования обычно усиливаются по политическим соображениям, либо в связи со сложившимися стереотипами.

23798678_1716597445080987_1354001645_o.jpg

По всей видимости, те, кто сегодня у власти в Украине, рассматривают УПЦ как своего главного конкурента в борьбе за власть, так как единственным общественным институтом, которому доверяют украинцы, осталась Церковь. Поэтому эти люди и силы прибегают к нетерпимости, дискриминации и преследованиям в целях сдерживания «оппозиционной» конфессии.

Методы и механизмы дискриминации УПЦ


Дискредитация

Направлена на подрыв авторитета и имиджа УПЦ через недоверие к ней посредством лжи. Ненависть к Украинской Православной Церкви очень мощно и последовательно разжигают через позиционирование ее внутренним врагом, пятой колонной. Для этого формируют общественное мнение об УПЦ как об организации, способствующей сепаратизму и отстаивающей антиукраинские интересы, угрожающие безопасности нашего государства. Как об институте, который «другие государства и другие государственные органы используют для достижения своих геополитических целей», прочно связанном с Кремлем.

В подготовленной Национальным институтом стратегических исследований (директор – Владимир Горбулин) аналитической записке, сопровождающей ежегодное послание Президента к парламенту от 7 сентября 2017 г., врагом украинской государственности прямо названа Украинская Православная Церковь («УПЦ МП», как ее называет текущая власть). Крупнейшая конфессия с самым большим количеством прихожан в стране названа «инструментом манипуляций Кремля», без всяких на то оснований и доказательств. Клич «Геть московського попа!» звучит в открытую не только на улицах, но и на заседаниях местных советов, с экранов телевизоров, на радио.

На этом фоне регулярно происходят вбросы в общественное сознание мыслей о том, что «свеча, купленная в УПЦ, – это пуля, пущенная в "нашего солдата"», «священники УПЦ не желают отпевать украинских воинов», о хранении оружия и укрывании преступников в храмах и монастырях, и тому подобная ложь.

Информационные методы СМИ и политика двойных стандартов

Все эти процессы по отношению к УПЦ происходят при попустительстве Европы, которая вопит, если ущемляют права немногочисленной группы гей-меньшинств, но молчит, когда пытаются уничтожить признанную во всем Православном мире многомиллионную Церковь.

Захваты храмов, рейдерство, бандитизм по отношению к УПЦ для СМИ – проявление сознательности и патриотизма. Любые попытки пресечь произвол и насилие – рука Москвы и сепаратизм. Это все уже стало привычной нормой для украинских СМИ.

Идеологи (в основном униаты и раскольники) возложили на масс-медиа миссию управления и манипулирования информацией. Технологии агитационно-пропагандистского типа направлены на контроль за сознанием и поведением людей, а наиболее типичными способами и приемами информирования являются дезинформация и фальсификация сведений, а также манипулирование сознанием реципиентов.

Для этой цели в Украине впервые за годы независимости возродили цензуру. Все, что выдают СМИ, подлежит жесткому контролю. Что говорить, о чем и как, спускают идеологи в виде «темников». Любые поползновения в сторону критики «своих» жестко пресекают.

Вместо реального освещения происходящих событий в стране с украинских каналов («5 канал», «1+1», «ZIK» и др.) ежедневно можно услышать об УПЦ такие эпитеты, как «Церковь оккупанта», «агенты Кремля», «гундяевцы», «сепары», «враги украинской нации» и проч. Вроде бы абсурд, но если вы посмотрите украинские СМИ, то заметите, насколько больше СМИ выливают грязи в адрес УПЦ, чем критики в адрес правительства. Такие сюжеты закладывают идеологическую почву под захваты храмов и обеспечивают поддержку дискриминационной политике государства.

Сепарация

Как результат дискредитации резко проявилась сепарация общества на правильных и неправильных. Правильные украинцы – это те, кто говорит «державною мовою», кто «скачет» и кто ненавидит УПЦ. Все остальные, по их терминологии, – «ватники», «сепары» и «московские прихвостни». С 2014 года появились понятия «патриотические» и «вражеская» Церкви. К первым относят раскольников и греко-католиков, ко вторым – УПЦ.

В связи с таким делением по политическому признаку раскольники и униаты получили массу преференций от власти. Она в благодарность за службу сделала для Киевского патриархата столько, сколько не сделала ни одна другая политическая сила: обращение к Патриарху Варфоломею, передача Малой Софии, открытое лоббирование интересов Киевского патриархата Минкультом, планомерное подавление УПЦ, участие государственных чиновников в церковном совете этой организации. Сейчас только «свои» участвуют в официальных государственных мероприятиях, оформляются на должности капелланов в воинских частях. Украинским дипломатическим миссиям, принимающим участие в работе международных представительских организаций (ООН, ОБСЕ, ПАСЕ), поставили задачу обеспечить разъяснение религиозной ситуации в Украине и продвижение раскольников на международной арене. Командующий Национальной гвардией прямо заявил, что «московского попа» у него не будет.

Продолжение по ссылке.

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: