Несколько слов о том, как ответы митрополита Онуфрия вызвали когнитивн ...

Несколько слов о том, как ответы митрополита Онуфрия вызвали когнитивный диссонанс у наших ура-патриотов

05/01/2016 2838
Перед тем как начинать разговор о последнем собрании духовенства Киевской митрополии и реакции на него в наших ура-патриотических кругах, мне бы хотелось напомнить нашим читателям азы когнитивной (1) науки, с точки зрения которой человек получает информацию из внешнего мира через органы чувств (зрение, слух и т.д.), после чего эта информация поступает в головной мозг, где и подвергается обработке, т.е. собственно осмыслению.

Именно поэтому, на самом деле, мы видим и слышим не глазами и ушами, а мозгом. И беда тому человеку, у которого мозг становиться не способен обрабатывать поступающую из внешнего мира информацию. Именно о таких людям Христос говорил в Евангелии: «И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите и не уразумеете; глазами смотреть будете и не увидите…» (Мф. 13:14,15).

Вот и сейчас в медиа-пространстве Украины появилось много людей, которые живут не разумом, а эмоциями. Людей, неспособных объективно анализировать то, что они услышали или увидели, а попросту говоря, людей выдающих желаемое за действительное.

Именно такая ситуация сложилась в некоторых украинских СМИ в связи с последним собранием духовенства Киевской митрополии. Чего там только не увидели и не услышали наши критики: от "гнетущей тоталитарной атмосферы", принуждающей ломать людей (2) и «одиозных» лиц, до "богословской несостоятельности «чуждого» украинцам церковно-славянского языка и откровенной ненависти ко всему украинскому" (в первую очередь к языку).

Однако, оставим в стороне лирические опусы об одиозных (т.е. вызывающих отвращение) лицах и богословские потуги неудавшихся критиков и поговорим о главном: о том, что сказал митрополит Онуфрий по поводу языка богослужения, по поводу Всеправославного Собора и некоторых других интересных моментах, связанных с развернувшейся травлей Церкви со стороны светских СМИ.

Вы спросите зачем нам это нужно? Ответим: нам это нужно хотя бы для того, чтобы в следующий раз наши оппоненты из светских СМИ не попадали в глупую ситуацию, демонстрируя окружающим свою профессиональную близорукость и глухоту. В конце концов от нас этого требует любовь к ближним.

Итак, во-первых, давайте хорошенько подумаем над тем, что ответил Блаженнейший на вопрос о возможности перехода Церкви на украинский язык в богослужении. К слову, ни один ресурс, выступивший с критикой позиции митрополита Онуфрия не процитировал его ответы дословно. Спешим исправить эту оплошность, вот прямая цитата Блаженнейшего.

«Для нас, українців, слов’янська мова є такою ж рідною, як і українська. Це співуча, красива, поетична мова. І коли людина хоче прикрасити свою промову, вона вживає вирази типу «Не хлебом единым жив человек” та інші. Звичайно, проповідь має бути на сучасній мові. Але богослужіння проводиться на старих мовах скрізь: греки служать на старогрецькій, грузини – на старогрузинській, англомовні народи служать на староанглійській… А ми служимо на старо-слов’янській. Навіть румунська мова, яку я непогано знаю, - адже в єпархії, де я служив, було понад сто молдавських приходів - не схожа на ту, якою розмовляють між собою румуномовні віруючі. На Богослужінні використовується багато церковно-словянських термінів та слів. Так що ми служимо на тій мові, на якій служили наші предки. Якщо людина їде працювати до Китаю, приміром, чи Туреччини, щоб заробити якусь копійку, вона вивчає декілька слів, щоб можна було спілкуватись. А якщо людина хоче заробити спасіння, вона не повинна лінуватись вивчати мову, яка допомагає в цьому. Ми хочемо, що все нам дали на тарілочці, легко, без зусиль. Я знаю українську мову, я виріс в ній, знаю російську, але жодна мова не дає ключ для пізнання Таїн Божих. Для пізнання Таїн Божих потрібне чисте серце».

Что тут еще скажешь? Как говориться, - не убавить не прибавить. По сути дела Блаженнейший констатировал тот факт, что язык богослужения не обязан совпадать с тем или иным государственным языком. Да и проблемы такой в Церкви нет и никогда не было, ибо Православная Церковь никогда, в своей истории, не стремилась, во что бы то ни стало, стать церковью того или иного народа. Церковь стремилась воцерковить народ, а не идти на поводу народных настроений, хотений и нестроений. Задача Церкви спасать человека во Христе и, между прочим, это спасение нужно ещё заслужить, т.е. нужно приложить силы для того, чтобы войти в Царство Божие ибо: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Только Церковь может решать, какие методы спасения наиболее действенны в тот или иной конкретный исторический период, в том или ином конкретном государстве или народе.

Но именно это и вызвало когнитивный диссонанс у наших оппонентов из светских СМИ, которые почему-то решили, что вправе указывать православным на то, как нам строить свою церковную жизнь. Причём диссонанс этот был настолько сильным, что наши критики, которые любят кричать на всех углах о своей демократичности, даже и не заметили, что сами они требуют применить к Церкви сугубо тоталитарные методы, с помощью которых, не взирая на позицию большинства православных верующих, хотят заставить нас отказаться от служения на церковнославянском языке.

Более того, от нас хотят, чтобы мы стали Церковью обслуживающей запросы народа, а точнее даже не народа, а некоторой, особо активной его части. В этом смысле вопрос о перемене языка богослужения прозвучал как провокация. А именно: как бы не ответил на него митрополит Онуфрий, повод для критики и дискредитации Церкви и его лично, нашелся бы в любом случае. Представьте себе, что Блаженнейший согласился с таким предложением: уверен мы бы услышали вопли о том, что Церковь хотят разрушить изнутри, что на почве языковых «проблем» назревает новый раскол и т.д.

И даже, если бы Блаженнейший промолчал, критика всё равно бы последовала: молчать ведь тоже можно по-разному. Можно, например, молчать против Украины, или за Москву и т.д. Раз уж наши оппоненты сумели рассмотреть на собрании духовенства "одиозные лица" и услышать то, чего митрополит Онуфрий не говорил, то и в молчании они бы нашли всё, чего бы только захотела их чувствительная ура-патриотическая натура.

Но ладно, если бы это были только люди из-за ограды, люди чужие, мнение которых для православных ничего не значило и не будет значить. Увы, но даже некоторые наши священнослужители поддались на эту провокацию (3).

Уж им ли не знать, что в каждой епархии нашей Церкви, правящие архиереи, многократно, на собраниях духовенства, доносили до священнослужителей информацию о том, что каждый приход в нашей Церкви, в принципе, имеет право проводить богослужение на украинском. Подобное решение принимается большинством членов прихода, которые и подают прошение на имя правящего архиерея. До сих пор эта практика не вызывала в Церкви никаких кривотолков и дискуссий. Так, скажите мне, зачем нужно создавать проблему там где её нет?

Хотя, простите, я видимо задал риторический вопрос, ответ на который лежит на самой поверхности. Мы живем в эпоху религиозного синкретизма, который пользуется особенной популярностью у наших расцерковлённых сограждан. Вот и автор одной из статей, в которой поносится Церковь, так прямо и пишет: «До своих подчиненных митрополит Онуфрий донес вполне консервативную позицию. То есть позицию вполне консервативного монаха Русской православной церкви, с его предубеждением к католикам, крайним неприятием «раскольников»» (4).

Видите чего от нас хотят? Хотят, чтобы мы менялись, причём менялись так, как этого желают светские журналисты и ура-патриоты. Им ведь не важно, чему учит Церковь. Не важно, ради чего пострадал Христос и ради чего Он основал на земле Церковь Свою, которая есть: «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).
Их можно в этом понять, т.к. для них не существует Абсолютной Истины, не существует истинного пути ко спасению. Да и вообще, сам вопрос о спасении кажется им не нужным. По их мнению, Церковь должна стать служанкой государства и националистической идеологии:

«Религиозная гомогенность — пишет один из проводников этой идеи, - одна страна, одна религия, одна церковь — рассматривается как условие консолидации государства, религиозные диссиденты, как и религиозные радикалы, которые уверены, что только один Иисус Христос и никто иной является главой Церкви, считаются угрозой национальным церквям и преследуются (это, кстати, фактически означает, что угрозой для национального государства становится каноническая Православная Церковь. — Прим. авт.). Национальные церкви продуцируют идеологии, которые содержат специфично национальные темы и укрепляют легитимность недавно образованных государств… “Не государство создано для религии — а религия для государства”. Государство является главенствующим во всем… Нация не хочет “просто” освящаться религией, она сама становится ею, а национализм переделывается на заменитель религии: жить, умереть, страдать, любить и ненавидеть во имя нации становится большей добродетелью, нежели страдание во имя абстрактного Бога» (5).

Т.е. нам хотят привить новую религию в православной обертке, и для достижения этой цели все средства хороши: можно с католиками служить, можно объединяться с раскольниками, можно вообще делать что угодно. Главное, нужно меняться. А ради чего меняться, - это уже вопрос второй, несущественный его можно и проигнорировать.

Короче говоря, от нас требуют того, чтобы Церковь изменила свою природу, а мы христиане перестали верить так, как этому нас учит Евангелие. Т.е. фактически мы должны смешать истину и ложь, размыть все границы православного вероучения для того, чтобы наши расцерковленные собратья могли прийти в Церковь, как в ресторан, где за их деньги мы будем обязаны удовлетворять их религиозные потребности, да ещё и улыбаться при этом. Но только молча улыбаться, а не то нас обвинят в неблагонадежности и сепаратизме.

Вот уже и Всеправославный Собор и подавай и даже думать не смей о том, что это несвоевременно и т.д. Действительно, к чему эти опасения по поводу возможных осложнений для православных, которые могут неминуемо последовать в результате несогласованности позиций между Православными Церквями. Ну развалится Православное единство и что? Наши ура-патриоты этому только порадуются. Они вообще своего рода профи в том, чтобы что-нибудь взять да развалить. Конструктивного вот ничего создавать не умеют. Умеют только разрушать и лить грязь на тех, кто им не нравится. Им же не нужна Вселенская вера, которая каждому человеку, вне зависимости от его национальной и расовой принадлежности, даёт надежду на спасение.

Вот почему лично мне так неприятно видеть, как некоторые мои собратья сослужители заигрывают с людьми, глумящимися над тем, что они называют консерватизмом, а точнее глумятся над Истиной! Что само по себе дело не благодарное и по толкованию святых отцов Православной Церкви означает – хулу на Духа Святого. Хулу, которая согласно Евангельским словам Христа не простится человеку ни в этом веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32).

Собственно поэтому и прав был митрополит Онуфрий, когда говорил, что нужно не веру ломать под себя (ибо это и есть глумление над Истиной), а себя ломать под веру. Да, христианство такая религия, которая требует от человека веры деятельной. Требует изменения, преображения себя из повреждённого, греховного состояния свойственного ветхому человеку, в человека НОВОГО, по образу Христа! Это преображение только и можно совершить, если жить по заповедям Евангелия в Церкви.

В заключении я бы посоветовал нашим ура-патриотическим оппонентам запомнить вот, что:
Увы, людям светским, далеким от Церкви, трудно понять то, что было написано выше. И всё же вы должны запомнить то, что Церковь – это не мирской институт, не политическая партия, не министерство по делам религий. И поэтому пост предстоятеля это не политическая должность. Церковь есть мистическое Тело Христово, осуществляющее Себя в этом мире. Церковь это больница, в которой человек только и может получить исцеление-спасение от смерти, греха и страданий.

Церковь – одна! Она основана Иисусом Христом и поэтому, чтобы стать членом Церкви, к ней можно только присоединиться. В Церковь можно только войти и пребывать в ней. Впрочем, можно и отколоться от Церкви, противопоставив ей свои мелочные, карьерные, интересы.

И если это все же случилось не нужно делать вид, что вы озабочены проблемами церковной жизни и хотите помочь «пребывающим в растерянности» (как написал один из наших критиков) православным. Запомните, лицемерие не самое лучшее качество человека. Не нужно приписывать нам того, чего у нас нет, никогда не было и не будет. Мы не чувствуем себя в плену на родной земле. Это наша земля и наша Церковь, и только мы будем решать, как нам строить свою церковную жизнь. Более того, сейчас мы живем в такое благодатное время, когда стало видно кто наш, а кто нам чужой.

Это время очищения, время духовного подъема, время дающее возможность каждому из нас оценить свою веру не умозрительно, но делами. Я лично уверен, что нынешнее время, станет временем подъема церковной жизни в Украине. И твердость в вере нашего предстоятеля, его нежелание подыгрывать сиюминутной, политической конъюнктуре, только придает православным верующим дополнительную уверенность в этом. Лучшего времени для Церкви и христиан просто не может быть. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил, в свое время, что: «Худшее из гонений, это отсутствие гонений!».

Так, что спасибо вам наши недруги и оппоненты за то, что помогли нам почувствовать себя христианами. О большем мы не могли и мечтать. А мы со своей стороны будем делать всё для того, чтобы кроме эмоций и нелепого негодования, вы наконец-то начали обрабатывать получаемую от нас (через свои глаза и уши) информацию – мозгом. В конце концов, прозрение, рано или поздно, должно наступить и тогда случиться чудо: слепые прозреют, а глухие начнут слышать. И тогда вы почувствуете себя не ура-патриотами, а Гражданами Неба. И начнете по-настоящему любить свою временную, земную Родину. Ибо истинный патриотизм возможен только во Христе.

Ссылки:

1. Когнитивный – связанный с сознанием, с мышлением. (Л.П.Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. Москва. «Русский язык», стр. 566).
2. «Сломай себя под веру». http://www.dsnews.ua/society/slomay-sebya-pod-veru-30122015134500
3. Митр. Александр (Драбинко). Служили на украинском и будем служить. http://obozrevatel.com/politics/10735-sluzhili-na-ukrainskom-i-budem-sluzhit-drabinko-otvetil-na-zay...
4. «Сломай себя под веру». http://www.dsnews.ua/society/slomay-sebya-pod-veru-30122015134500
5. Національна академія наук України. Институт філософії імені Г. С. Сковороди. Релігія і нація: в суспільному житті України й світу. С. 90-91, 192-194 (Перевод автора).

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: