Сало для святых Маккавеев

Сало для святых Маккавеев

14/08/2017 1744
Очень долго не мог понять подвиг святых мучеников Маккавеев, чью память Церковь чтит 14 августа. Ведь их не принуждали прямо отрекаться от Бога или поклоняться идолам. Нет, их всего лишь «угощали» свининой (сало, бекон, ham, pork – все очень вкусно). Да мы уплетаем это все за обе щеки – и нормально! Даже в Великий Пост сальца вкусить – конечно, грех, но ведь не смертный. Удивляет даже, как это наши церковные либералы еще не взялись развенчать святых мучеников, обвинив их в мракобесии, фанатизме, узости религиозного сознания и т.д.

Подвиг святых мучеников описан в 6-7 главах Второй Маккавейской книги, которая входит в свод неканонических книг Библии. Вкратце история такова.
В 170-х годах до Рождества Христова Антиох IV Эпифан, сирийский царь из династии Селевкидов, стал проводить на Палестинских землях, захваченных его отцом, бескомпромиссную политику эллинизации. Ее центральным элементом было насильственное обращение населения в язычество (так и вертится на языке аналогия с украинизацией и Единой Поместной Церковью). Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и на глазах у всех лично заколол жертвенную свинью на его алтаре.

Маккавеи1.jpg

И тут, как повествует Вторая Маккавейская книга, «Был некто Елеазар, из первых книжников, муж уже достигший старости, но весьма красивой наружности: его принуждали, раскрывая ему рот, есть свиное мясо. Предпочитая славную смерть опозоренной жизни, он добровольно пошел на мучение, и плевал».

Заметим, его не принуждали поклоняться идолам или совершать языческие обряды, о чем говорится в той же шестой главе несколькими стихами выше. Его всего лишь кормили свининой.

Поскольку святой Елеазар был мудрый и уважаемый старец, его мучители не желали ему смерти и предложили пойти на хитрость. Суть хитрости такова - принести любое кошерное мясо, которое дозволено иудею, и съесть его перед всеми как свинину. Но Елеазар это категорически отверг, сказав: «немедленно предать смерти (его, Елеазара); ибо недостойно нашего возраста лицемерить».

После его мученической кончины история повторилась с семью братьями Маккавеями: «Случилось также, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы».

Все они умерли столь ужасной смертью, что об этом жутко читать.

И опять речь идет о свинине, без которой нам, украинцам, жизнь не мила. В чем же дело? Ну съели бы они это несчастное сало – неужели бы Бог за это на них разгневался?

Но оказалось, что дело совсем не в сале.

Подвиг святых мучеников Маккавеев уже в эпоху Нового Завета повторят тысячи христианских мучеников. Апологетами мученичества выступят и святые апостолы, и святые отцы: Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Поликарп Смирнский и многие другие. Однако то, что в их творениях содержится изложенным довольно широко и пространно, удалось найти кратко сформулированным у древнеиудейских толкователей Пятикнижия Моисея.

Оказывается, что правоверному иудею ради спасения собственной жизни и жизни близких дозволяется нарушить любую заповедь Закона Моисеева, кроме трех:
  • не убий;
  • не прелюбодействуй;
  • не поклоняйся идолам.

Вот ради этого – да, нужно жертвовать своей жизнью, все остальное можно нарушить, чтобы эту жизнь спасти. Но! Во время гонений на веру иудей обязан отдавать свою жизнь за малейшее предписание закона!

Все просто – во время гонений любая (!) черта закона становится символом принадлежности человека к народу Божию, к Церкви, к истинной вере, к Богу. Этим символом может быть что угодно: кисточки на одежде, ремешки на обуви, пейсы, свинина (в ветхозаветные времена), крестик на шее, платочек на голове, пост, молитва перед едой, участие в богослужении… Любое предписание канонов и церковных правил.

Именно это и исполнили христианские мученики.

Благодаря совершенной юридической системе Римской империи и привычке все документировать до нас во множестве дошли «мученические акты»: протоколы допросов, тексты обвинений, вердикты и прочая. Из этого мы узнаем, что мучители сами очень часто не верили в тех идолов, которым они заставляли поклонятся христиан. Жертва идолам – это был всего лишь формальный акт лояльности Римскому императору. Верите во Христа – верьте себе на здоровье! Просто бросьте пару кусочков ладана на жертвенник какого-нибудь Аполлона – и все, идите себе дальше в свое христианство. Такова была логика римских чиновников, которым часто совсем не хотелось мучить хороших и полезных для государства людей.

Но у христиан была совсем другая логика. Маленькая жертвенная птичка, кусочек ладана, что угодно становилось символом отречения от Христа. И святые мученики шли на смерть и обрекали на нее своих детей, но не соглашались совершить эту «формальность».

Церковное предание сохранило даже такое: в руку человека, часто ребенка, клали кусочек ладана и насильно простирали над идоложертвенным огнем. Человеку станет больно, рука сама собой разожмется, ладан выпадет – все, можно выдавать справку о принесении жертвы. Нет! Терпели! Сжимали ладан в кулаке до тех пор, пока не сгорала рука! Но не приносили жертвы идолам! А ведь грань-то в такой ситуации ох какая тонкая.

Именно так пострадали, к примеру, святой великомученик Прокопий Кесарийский (память 8/21 июля), святой мученик Варлаам Антиохиец (память 19 ноября/2 декабря) и многие другие.

Маккавеи2.jpgМаккавеи3.jpg

Более того, бывало, что римские чиновники предлагали христианам купить или просто задаром взять справку для властей о том, что они принесли жертву идолам без самого акта жертвоприношения. Точно так же, как и святому Елеазару предлагали съесть под видом свинины любое другое мясо. Но и тут христиане отказывались. И были абсолютно правы. В этих условиях несчастная справка приобретала поистине громадное значение для вечной участи человека: принадлежит ли он Церкви, или нет.

Действительно, какое-либо действие, которое можно вполне допустить вне контекста гонений на веру, становится символом веры человека в условиях, когда оно, это действие, и обозначает эту самую веру.

Православный человек может совершенно спокойно снять с себя нательный крестик в каких-то обычных житейских обстоятельствах: рентген, спортивные состязания, сауна и т.д. Но если этого требуют враги Православия, это действие будет равнозначно отречению от своей веры. Потому что в этих обстоятельствах нательный крестик становится символом принадлежности человека к Церкви Христовой: «а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:33).

Вот совсем недавний пример. В феврале 1996 года воин Евгений Родионов был взят в плен в Чеченской республике Ичкерия. Он был зверски убит за отказ снять с себя нательный крест. Как впоследствии рассказал в присутствии иностранного представителя ОБСЕ его убийца Руслан Хайхороев, «у него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать». После 100 дней плена и жестоких пыток 23 мая 1996 года воину Евгению отрубили голову.

Маккавеи4.jpg

Воин Евгений Родионов в 2008 году был прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии РПЦ. Вопросом его общецерковного прославления занимается Синодальная комиссия по канонизации святых. Но уже сейчас его почитание приобрело широкий характер. Его подвиг чтут не только в России, но и в Сербии, Молдове и других странах. Десятками приходят известия о мироточении его икон и фотографий. В Украине такой случай был в Криворожской епархии, о чем священник Вадим Шкляренко написал соответствующий рапорт своему архиерею митрополиту Ефрему.

Если посмотреть с этой точки зрения на сегодняшние усилия власти создать Единую Поместную Церковь в Украине, можно сделать один интересный вывод.

В какое-нибудь другое, мирное время, когда у Украинской Православной Церкви не захватывали бы храмы, не угрожали священникам и мирянам, не устраивали оголтелую травлю в СМИ, не пытались запретить Церковь на законодательном уровне, – вот тогда бы внутрицерковная (!) дискуссия о возможной канонической автокефалии могла бы себе спокойно вестись с выдвижением аргументов «за» и «против». Тогда можно было бы приводить в пример национальные Церкви в Болгарии, Румынии, Сербии и т.д. Тогда можно было бы рассматривать разные богословские аспекты автокефалии. Тогда можно было бы рассуждать, что даст Украинской Православной Церкви полная каноническая независимость от РПЦ и прочая.

Но сейчас, когда на Церковь ополчились сильные мира сего, когда ненависть к каноническому Православию в Украине льется мутным потоком из уст псевдопатриотов, в том числе облеченных властью, когда прямо с экранов телевизоров и компьютеров звучат неприкрытые угрозы в адрес священников и мирян, сейчас любые эксперименты по изменению статуса нашей Украинской Православной Церкви в угоду «доброжелателям» могут закончиться для нее печально.

Ведь если отказывались выполнять лукавые требования идолослужителей отдельные христиане, то тем более не должна теперь реагировать на лукавство власть имущих целая Церковь! В сегодняшних условиях гонений и испытания нашей веры, единство с Вселенским Православием через каноническую связь с РПЦ является тем нательным крестиком, который нельзя с себя снимать. А автокефалия – тем салом, которое нельзя вкушать.

Святые мученики Маккавеи с матерью вашей Соломонией и учителем Елеазаром, молитеся ко Господу, да укрепит нас немощных твердо стоять в вере и истине!

Читайте материалы СПЖ теперь и в Telegram.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: