Андрей Юраш – курс на религиозную войну?

Андрей Юраш – курс на религиозную войну?

11/02/2016 1328

Очередной представитель госслужбы Украины из числа «новой генерации» демонстрирует свою некомпетентность.

Незадолго до Нового года в парламенте был зарегистрирован проект постановления об отставке вице-премьера – министра культуры Вячеслава Кириленко. Причина – несоответствие занимаемой должности.

Представитель возглавляемого пока Кириленко Министерства культуры Украины, «известный религиовед» Андрей Юраш, занимающий с ноября 2014 года пост директора Департамента по делам религий и национальностей, не так давно был замечен в манипуляциях с судебными документами. На заседании Общественного совета при МИД Украины, проходившем 3 февраля 2016 года, Юраш, используя свой авторитет высокопоставленного чиновника Минкульта, пытался убедить присутствующих в том, что в межконфессиональном конфликте общин УПЦ и УПЦ КП в с. Птича в Ровенской области правда – на стороне Киевского Патриархата. При этом он демонстрировал присутствующим судебные решения по поводу этого конфликта, принятые, якобы, в пользу УПЦ КП. 

Об этом инциденте сообщил участник заседания – заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич: «Яким же було моє здивування, коли я побачив, що це копії рішень суду по ситуації в с. Птича від 2 вересня 2015 року, де чітко була прописана відмова релігійній громаді Свято-Успенського храму УПЦ КП с. Птича в їхньому позові проти релігійної громади Свято-Успенського храму УПЦ того ж села Птича. Відповідаючи, я спростував слова А. В. Юраша, вказавши на очевидні речі і процитувавши фрагменти цього документу». Впоследствии Юраш пытался неуклюже оправдываться в стиле «меня не так поняли», но вряд ли он кого-то смог убедить, кроме самого себя.

Собственно, этот случай с подлогом на официальном заседании МИД выглядит вполне логично и даже буднично, если попытаться проанализировать заявления и деятельность нынешнего директора Департамента по делам религий за последнее время.

Эпизоды, когда слова господина Юраша не вполне отвечали объективной действительности, достаточно нередки и, как правило, касаются они оценки и деятельности самой крупной православной конфессии в Украине – Украинской Православной Церкви.

Сам Юраш официально заявлял: «Ми виходимо з безапеляцій­но універсального принципу: перед державою всі релігійні організації рівні, і ставлення до них абсолютно однакове». Но действительно ли одинаковое у господина Юраша и возглавляемого ним Департамента по делам религий отношение ко всем религиозным организациям? Заявления пана Юраша дают серьёзные основания усомниться в этом тезисе. И, в первую очередь, речь идёт о продолжающемся конфликте двух самых крупных Православных Церквей Украины – УПЦ и УПЦ КП.

Известно весьма необычное, как для госчиновника, декларирующего свою беспристрастность к религиозным организациям, высказывание Андрея Васильевича, в котором он публично назвал представителей Украинской Православной Церкви агентами ФСБ и обвинил их в нежелании идти на компромисс с захватчиками храмов.

Также весьма эксцентрично выглядит высказывание Андрея Юраша, в котором он, комментируя статус УПЦ, позволил себе заявить, что: «УПЦ (МП) не має жодного автономного статусу. Лише людина, яка ніколи не читала Статутів УПЦ (МП), РПЦ, може поширювати цю тезу. Слово «автономна» ніде в Статуті не вжите».

Тем не менее, зайдя на официальный сайт Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, мы, в пункте 18, обнаруживаем неожиданные для «известного религиоведа Юраша» слова:

«Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии».

Как видим, в официальных документах слово «автономия» всё же присутствует, и даже не просто автономия, а ШИРОКАЯ автономия!

Пытаясь оправдать многочисленные инциденты с захватами храмов УПЦ представителями УПЦ КП на западной Украине, Юраш заявляет, что на территориях Донбасса, не контролируемых украинским правительством, деятельность УПЦ КП, мол, вообще запрещена: «На окупованих теренах релігійні організації діють поза будь-яким правовим полем, … панує цілковита сваволя. Діяльність частини релігійних структур припинено, лідери сепаратистів заявляють, що є прихильниками тільки однієї конфесії, решту примушують співпрацювати або закриватися. Припинено діяльність УПЦ КП».

Тем не менее, архиепископ Донецкий и Мариупольский УПЦ КП Сергий, видимо не знакомый с заявлениями Андрея Васильевича, в недавнем интервью заявляет: «Насчёт оккупированных территорий. У нас там остались храмы, монастыри, благотворительные заведения… Нас не трогают там, потому что священники не занимаются политикой, они просто молятся, чтобы настал мир».

Очень многих шокировали заявления Юраша, сделанные в сентябре 2015 года, которые иначе как сепаратистскими, назвать трудно. В них Андрей Васильевич призвал руководство УПЦ перенести четыре своих епархиальных центра с неподконтрольной украинским властям территории Востока Украины: «Мы обращались неформально, сейчас готовим реальные обращения к священноначалию Украинской Православной Церкви, чтобы она сделала один очень весомый жест, показав, что она понимает общество».

Практически этим заявлением чиновник Минкульта «де факто» отказался признать оккупированные земли Донбасса частью украинского государства. Стоит ли говорить, что руководство УПЦ, неоднократно подчёркивающее свою позицию руководствоваться в своей деятельности исключительно законами Украины, такое предложение категорически отвергло!

Впрочем, сепаратистские высказывания (в церковном контексте) господин Юраш позволял себе и раньше. Рассуждая о гипотетических возможностях создания в Украине Поместной Церкви (конечно же, на основе УПЦ КП), Андрей Васильевич вскользь замечает: «Я не бачу навіть виняткової трагедії, коли … десятки чи навіть сотня парафій на Буковині та у Бесарабії увійдуть до Румунського Патріархату». Вспоминаются слова героя одной популярной советской комедии: «Государство не обеднеет – забирайте!»

Но и это ещё не предел: господин Юраш способен удивить ещё больше! Известны утверждения Андрея Васильевича о церковных канонах, способные привести в замешательство любого, мало-мальски знакомого с церковной темой: «Я взагалі до канонів ставлюся дуже спокійно, щоб не сказати критично. Канони — це не є форми, встановлені Богом, вони встановлювались отцями Церкви, отцями Соборів, визначались постановами церковних зібрань, тобто, реальними смертними людьми, а тому їх можна так само скасовувати, як колись їх визначали. Це не є щось, що не можна змінювати».

Напомню, церковные каноны для Православной Церкви – это то же, что Конституция для государства. Вот только, в отличие от некоторых молодых держав, где чуть ли не каждый президент в эпоху своего правления считает своим долгом внести в Конституцию собственные «ценные» поправки, большинство канонов Православной Церкви (а они едины для всего мирового Православия) были приняты более 1500 лет назад и все эти годы существуют без изменений. И едва ли личность Андрея Юраша подходит на роль реформатора церковной конституции.

Занимая пост директора Департамента по делам религий и национальностей при Министерстве культуры с ноября 2014 года, Андрей Васильевич Юраш является официальным представителем государства в отношениях с украинскими религиозными организациями и, в частности, с Православными Церквями. За время «мудрого руководства» Андрея Васильевича произошло множество межконфессиональных столкновений (в частности, в сёлах Катериновка и Птича), нанёсших серьёзный урон репутации Украины как правовой державы в глазах европейского и мирового сообщества. Конфликты вокруг противозаконных попыток перевода храмов УПЦ в УПЦ КП на Западе Украины вызвали настолько серьёзный общественный резонанс, что давно уже перешагнули границы нашей страны. Ими интересуются в ОБСЕ, их комментируют Патриархи Поместных Церквей, они были одной из тем обсуждения на Синаксисе Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези.

Качество работы любого государственного руководителя высокого ранга оценивается по результатам его деятельности. Если европейского политика или государственного чиновника уличают в неправдивых заявлениях или непрофессиональных поступках – он подаёт в отставку. Если человек на своём посту приносит обществу не пользу, а вред – его увольняют.

Если плохо работает транспорт – всем очевидно, что виноват министр транспорта; если проблема с медициной – не справляется министр здравоохранения. Но что же должно произойти, чтобы всем стало понятно, что не своим делом занимается нынешний директор Департамента по делам религий и национальностей? Начаться религиозная война?

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Артем Полярин
Написал роман-антиутопию об информационной войне в Украине и ее последствиях для страны и людей. "В зоне листопада". Затрагиваются психллогические аспекты. Вот аннотация:
После информационной войны, в Городе и окрестностях разразилась психиатрическая эпидемия. Люди утратили способность контролировать себя. Неврозы, психозы, падение рождаемости, рост преступности. Надломился стержень. Международное сообщество, в лице гуманитарных организаций, спешит на помощь. Импланты позволяют регулировать уровень гормонов и нейромедиаторов. Заменяют препараты. Современные системы психосканирования производят подробную диагностику за считанные часы. Все автоматизировано, «протез» души установлен. Город, под контролем Мнемонета, превратился в огромный психдиспансер и влачит свое грустное существование. Но, не все гладко – происходят события, заставляющие усомниться в надежности и стабильности новой системы.
Если интересно, можно прочитать по адресу: http://polyarin.ru/archives/category/fictionbook