Профилактика маразма. Ответ хроническим критикам УПЦ

Профилактика маразма. Ответ хроническим критикам УПЦ

26/01/2016 2834

После победы Евромайдана и прихода во власть националистических сил давление на Украинскую Православную Церковь, и так достаточно серьёзное, резко усилилось. Её критикуют журналисты в СМИ, критикует действующая власть и, конечно, представители «патриотических» Церквей, в первую очередь УПЦ КП.

У каждой из этих групп критиков свои узкокорпоративные интересы, но цель у них одна – борьба против единственной канонической Украинской Церкви, которая входит в семью Православных Церквей мира. И если журналисты некоторых СМИ просто выполняют директивы своих хозяев, то остальные, по старой совковой привычке, впитанной с молоком матери, чутко подстраиваются под "линию партии".

А линия эта такова – у новой Украины должна быть новая карманная Церковь, готовая исправно обслуживать интересы власти. И, в принципе, такая Церковь уже есть – УПЦ КП. Правда, она по своей сути, скорее, политическая организация, мимикрирующая под Церковь, поскольку нигде в Православном мире таковой не признана, но украинскую власть это волнует меньше всего.

Она считает, что законы политической жизни, с её нечистоплотностью, продажностью и интригами вполне применимы и к жизни церковной. Другими словами, была бы структура, с внешними церковными атрибутами, а каноничность, действенность и реальность совершаемых церковных таинств – это всё необязательно.

Соответственно, против УПЦ, которая стоит на пути к такой «благородной» цели, развязана информационная война. А на войне, как известно, все средства хороши. Для дискредитации Церкви критики не гнушаются ни манипуляциями, ни подтасовками фактов, ни откровенной ложью. И эта ложь настолько часто повторяется, что в сознании, вернее, даже в подсознании, украинцев становится правдой в последней инстанции.

Особенно действенна такая пропаганда в глухих сёлах, где доверие людей к печатному слову и «говорящим телевизионным головам» традиционно высоко. Цель этих действий проста и очевидна – вызвать неприятие, а лучше – ненависть украинцев к УПЦ. Ведь на такой подготовленной почве можно проводить и «референдумы» для переводов приходов УПЦ в Киевский Патриархат («ви за ворожу москальску церкву, чи за нашу, українську?») и оправдывать обычные силовые рейдерские захваты.

О том, что такая стратегия власти по отношению к УПЦ – не авторская фантазия, а обыденная реальность, говорят множество примеров. Это и действия милиции, которая в процессе силовых захватов храмов УПЦ в лучшем случае не вмешивается, а то и помогает рейдерам (как это было в Катериновке). Это и очевидное неисполнение судовых решений относительно права собственности УПЦ на храм (село Птича). Это и официальные «объективные» комментарии представителей власти по поводу этих событий.

Достаточно вспомнить слова профессора Александра Сагана, в недавнем прошлом главы Национального комитета Украины по делам национальностей и религий, который на круглом столе Укринформа сожалел о том, что захваты храмов УПЦ «находятся в пределах статистической ошибки».

Или комментарии по поводу побоища в Катериновке главы департамента по делам религий Минкульта Украины Андрея Юраша, который публично назвал Украинскую Православную Церковь агентами ФСБ и обвинил в нежелании идти на компромисс с захватчиками храмов.

Критики чутко реагируют на любую новую информацию о Церкви, моментально подстраивая её под свою альтернативную реальность. Разберём самые популярные мифы, которые используют против канонической Церкви ее противники.

УПЦ – это коллаборационист, который спонсирует войну на Донбассе.

Критикам, транслирующим этот тезис, прекрасно известно, что 27 октября 1990 года, то есть ещё до обретения Украиной независимости, Украинская Православная Церковь, которая до этой даты была Экзархатом, получила от Патриарха РПЦ Алексия Грамоту, которая подтверждает независимость и самостоятельность УПЦ в своем управлении. Это касается, в том числе, и финансовой деятельности.

Грамота о самоуправлении УПЦ

«Доброжелатели» УПЦ ещё до конфликта на Донбассе неоднократно транслировали ложь о том, что «коварные попы в промосковских храмах» выманивают у доверчивых украинцев деньги и пересылают их в Москву. Сейчас это обвинение согласно веяния времени слегка видоизменилось и выглядит, как финансирование войны на востоке Украины.

Примеров этой лжи предостаточно. Чтобы не засорять ею пространство публикации, думаю, достаточно привести один из наиболее ярких – высказывание «митрополита» Луцкого и Волынского УПЦ КП Михаила (Зинкевича): «Жертвуя этому храму (УПЦ МП), вы вкладываете в фонд убийства ваших детей. Каждая купленная свечка в храме Московского Патриархата – это купленный патрон для убийства ваших детей».

Патриарх Кирилл объявил неофициальную войну на Донбассе (официально – это АТО) «священной».

Этот тезис, повторенный тысячи раз тысячами разных людей, настолько въелся в сознание обычного украинца, что принимается за аксиому, отталкиваясь от которой строятся различные обвинительные конструкции и в адрес РПЦ, и в адрес УПЦ. Именно эта ложь, в сочетании со сказками про пропаганду «русского мира», которая якобы ведётся в Украинской Православной Церкви, является основанием для захватов и поджогов храмов, избиений священников и прихожан.

Стоит ли говорить, что в объективной реальности Патриарх РПЦ этих слов НИКОГДА не произносил? Самая близкая по смыслу цитата принадлежит спикеру РПЦ протоиерею Всеволоду Чаплину и посвящена борьбе с терроризмом: «Борьба с терроризмом за справедливый мир, за достоинство людей, которые испытывают вызов террора, – это очень нравственная, это, если хотите, священная борьба, и сегодня наша страна является, наверно, самой активной в мире силой, которая противостоит террору».

Как видите, ни о какой войне нет и речи. Тем не менее, эта ложь становится основанием для разжигания ненависти к Церкви и даже истерических заявлений многих украинских СМИ по поводу встречи и общения украинских детей с Патриархом Кириллом, о чем уже писал СПЖ.

Визит к Патриарху Алексию украинских детей

УПЦ пропагандирует идеи «русского мира».

Это, пожалуй, самое популярное обвинение в адрес УПЦ за последнее время. Никто никогда «русского мира» в Украинской Церкви не видел, но все знают, что он там есть. Многие помнят афоризм Конфуция: «Очень трудно найти в тёмной комнате чёрную кошку, особенно, если её там нет»!

Для начала неплохо бы выяснить для себя, что же это за страшилка такая – «русский мир»? Википедия дает ему такое определение: «Глобальный цивилизационный феномен людей, говорящих по-русски и интересующихся русской культурой, как в России, так и в ближнем и дальнем русском зарубежье». Или же: «Сетевая структура больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке».

Если на востоке и юге Украины, где значительная часть населения говорит на русском языке, эстетика «русского мира» может быть некоторым людям близка, то в западных регионах Украины, где и происходит большая часть захватов храмов УПЦ Киевским Патриархатом, обвинения Церкви в пропаганде «русского мира» смешны и абсурдны. Ну какие могут быть «большие и малые сообщества, думающих и говорящих на русском языке» где-нибудь в селе на Ровенщине?! Там днём с огнём не найти человека, говорящего на русском, да ещё и без акцента! Многочисленные видеорепортажи СПЖ из сел Катериновка и Птича это подтверждают.

Митрополит Онуфрий в интервью СПЖ говорит: «На счёт русского мира. Мы никакой ни русский, ни украинский мир не строим. Мы строим мир Божий. Мы хотим этого мира. Если мир Божий будет в нас, то и Украина будет хорошим государством, сильным, могущественным. Если Бога с нами не будет, то мы будем жалкими и несчастными».

Иерархи УПЦ называют конфликт на Донбассе братоубийственным и потому их позиция – сепаратистская.

В первую очередь стоить вспомнить заявление главы Римской Католической Церкви Папы Франциска, который назвал конфликт на востоке Украины братоубийственным. Очень странно, но его почему-то никто не спешит называть преступником.

Вряд ли кто-то будет отрицать то, что в боевых действиях на стороне противостоящих официальному Киеву сил принимают участие местные жители. Простая логика подсказывает, что если мы по-прежнему считаем Донбасс Украиной, то и живут на этой земле по-прежнему украинцы. А ведь Украина, как известно – единая страна, где живут братья и сестры.

Блаженнейший Онуфрий в последнем интервью Союзу православных журналистов высказался по этому поводу максимально доходчиво: «Наша Церковь никогда не была сепаратистской. И те, кто её так шельмует, наверное, те же самые люди – сепаратисты. Наша Церковь пытается объединить всех граждан Украины в одну Божью семью. Независимо от того, на каком языке человек говорит, в каком регионе он живет. Мы всегда стараемся людей приблизить к Богу и около Бога всех объединить. Есть такие люди, которые себя считают большими патриотами. Которые всё, что не соответствует образу их мыслей, считают сепаратизмом. Бог им судья. Мы делаем так, как Бог учит. Бог всех любит и призывает, чтобы мы любили друг друга».

УПЦ пропагандирует и превозносит Путина.

Одно из самых нелепых обвинений в адрес УПЦ даже в общем абсурдном контексте.

В частности, нынешний народный депутат, а по совместительству, религиовед Виктор Еленский в интервью каналу Еспресо заявляет: «У багатьох випадках священики в цих парафіях (УПЦ) ставлять парфіян перед вибором – або ти залишаєшься патріотом і тоді виходиш із цієї Церкви, або ти знаходишся у цій парафії, чий настоятель, наприклад, вихваляє Путіна».

В действительности обвинители не могут привести ни одного достоверного примера такой пропаганды в храмах УПЦ. Уж на что «объективен» по отношению к Церкви канал 1+1, но и тот в своих скандальных сюжетах (в частности в программе «Боевики в рясах») не смог подобрать свидетельских показаний, доказывающих такие случаи.


Совсем недавно, перед Новым годом, состоялось епархиальное собрание Киевской Митрополии УПЦ, на котором Блаженнейший ответил на вопрос по поводу возможного расширенного использования украинского языка в богослужениях Церкви. Напомню: сейчас существует положение, введенное ещё Митрополитом Владимиром, согласно которому служение на украинском языке проводится в парафиях, где такое желание изъявили две трети прихожан.

Блаженнейший Онуфрий заявил, что никаких изменений в вопросах богослужебного языка не предвидится, поскольку «мы служим на старославянском, на том языке, на котором служили наши предки. И не будем этого менять. Если человек, чтобы копейку заработать, едет в Китай или Турцию, то учит эти соответствующие языки. А чтобы заработать спасение – получается, лень учиться».

Эти слова стали поводом для возникновения нового потока лжи о якобы антиукраинской позиции Предстоятеля УПЦ.

Десятки украинских ресурсов заявили, что Блаженнейший Онуфрий – украинофоб и запретил в богослужении приходов УПЦ украинский язык.

В частности, небезызвестный канал Еспресо выдал на гора уже упоминавшийся сюжет «Московской Патриархат запретил богослужение на украинском языке и память об Украине в молитвах. Почему эта Церковь не может смириться с самим фактом существованием нашего государства и постепенно скатывается в средневековье?».

Ведущий программы Вадим Денисенко без тени сомнения заявляет: «Московский Патріархат заборонив проводити служби українською мовою. Більше того, заборонено вживати слово Україна». То есть, ведущий, глядя в глаза зрителю, говорит откровенную ложь. Причем ложь, которую вполне можно классифицировать, как разжигающую межрелигиозную вражду.

В недавнем интервью викария Киевской епархии владыки Климента сказано, что уже много лет во множестве приходов УПЦ служба совершается на украинском языке и никаких запретов на такое дальнейшее служение не существует. Кстати, в Украинской Православной Церкви нет ни одного прихода, где богослужение проводилось бы на русском языке. В отличие, скажем, от «ультрапатриотической» УГКЦ, у которой такие приходы имеются!

Хотя, что говорить о ведущем канала Еспресо, если приглашённые «авторитетные» гости программы делают относительно Церкви заявления, буквально шокирующие своей предвзятостью и абсурдностью. В частности, некий политолог Сергей Таран заявляет: «Сприймати УПЦ як Церкву було б неправильно». А следующий его пассаж вообще сложно воспринимать, как слова адекватного человека: «Величезна проблема в тому, що чиновники є справді контрольованими Онуфрієм, і дуже часто ці місцеві священики є провідниками так званого «руського міра».

Когда же ставшие традиционными обвинения Церкви в непатриотизме и коллаборационизме приедаются, у «объективных» критиков возникает ещё один «козырь».

УПЦ чрезмерно консервативна!

Запустила эту волну известная религиозная журналистка Екатерина Щеткина в статье с названием «Почему Митрополит Онуфрий не в ладах с реальностью».

В публикации Щеткина неподдельно переживает о судьбах несчастных доверчивых украинцев, которых притесняют и обижают чрезмерно строгие монахи.

Они заставляют мирян нести непосильную ношу – молиться, а в пост – даже поститься и воздерживаться: «Т.е. те христиане, которые "в миру" – это касается даже клириков, что уж говорить о мирянах – христиане "второго сорта" по сравнению с монашеством… Монахи – законодатели церковного образа жизни, то меньшинство, которое определяет правила игры для большинства».

Еще более одиозный религиовед Еленский, комментируя слова Главы УПЦ, пошёл дальше, заявив: «Це дуже консервативний ієрарх. І в тому, що стосуєтся календаря, і в тому, що стосується постів, і в тому, що стосується шлюбу. Дуже часто така надзвичайно консервативна і жорстка позиція не дозволяє людині жити христианським життям поза церковними огорожами, так? Вона її ставить у ситуацію, як каже Церква – спокуси».

Обычная вежливость не позволяет охарактеризовать цитату Еленского так, как она того заслуживает. Скажем так: человек, называющий себя религиоведом, не вправе изрекать подобные сентенции, поскольку у слушателя возникают противоречивые впечатления: либо этот человек некомпетентен, либо необъективен, либо неадекватен. Если Православная Церковь просуществовала почти две тысячи лет не меняясь, значит именно в таком виде она выполняет своё предназначение. Помогает людям находить дорогу к спасению.

В православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези в настоящее время проходит Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей приветствовал присутствие на Собрании Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, которого, по словам Его Святейшества, все Православные Церкви признают единственным каноническим первоиерархом Украинской Православной Церкви.

И поскольку Патриарх Варфоломей был единственной надеждой украинских националистических сил на признание УПЦ КП мировым Православием, можно утверждать, что все усилия по «легализации» Киевского Патриархата и дискредитации УПЦ в очередной раз успехом не увенчались.

Остудит ли это пыл критиков УПЦ?

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: