Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)

29/03/2016 855

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784) – старинная святыня казацкого барокко, по местным преданиям связанная с гайдамацким православно-освободительным движением Колиивщина – она считается одним из уникальных памятников культовой деревянной архитектуры Правобережной Украины.

Рождественская церковь расположена на краю села, на высоком холме, в обрамлении зелени деревьев. Подниматься к ней нужно по высокой узкой лестнице – будто специально построенной так, чтобы прихожанин на пути к Богу оставил всё мирское там, у её подножия, на грешной земле.

Церковь относится к Мироновскому благочинию Белоцерковской епархии Украинской Православной церкви. Настоятель – протоиерей Владимир Ромащенко, искренне влюблённый в эту замечательную святыню: «Первое, что я подумал, – говорит он в одном из интервью, – я хочу служить в этом храме». Газета «Рабочее слово» Управления Юго-Западной железной дороги (отец Владимир – бывший железнодорожник-электромеханик) привела такую его цитату: «Всё, что мы имеем в жизни, – это дар Божий, талант. Но, наверное, самый большой дар, которым владеем мы, верующие люди – это наша, Богом данная, христианская вера. И те, кто имеет этот талант, обязаны приумножать его для славы Божьей и спасения».

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)-0002.jpg

Церковь имеет мини-страничку на сайте Белоцерковской епархии, а телеканал «Глас» посвятил ей один из сюжетов в документальном фильме «Дерев'яні храми: вічний монолог».

Храм внесён в Государственный реестр недвижимых памятников Украины как исторический памятник национального значения.

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)-0003.jpg

История

В украинских сёлах очень часто бывает так, что церковь, сохранившая до нашего времени, построена на месте более старой. Но Рождественская церковь в Тулинцах построена на таком месте, где одну за другой сменили как минимум три церкви.

Первая из них существовала в селе в уже начале XVII века, однако во времена Руины – сложнейшего периода в истории Гетманщины, фактически гражданской войны – между 1657 и 1687 годами, церковь была уничтожена, судя по всему, вместе со всем селом.

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)-0004.jpg

Лаврентий Иванович Похилевич приводит цитату из визиты Мошенского деканата (православный аналог деканата – благочиние) за 1789 год: «старые люди… утверждали, что здесь и пред руинами была какая-то церковь, и по руинах тоже была… об истинности слов их свидетельствует надпись, вырытая на камне заложения, найденном в фундаментах теперешней церкви, когда их копали. На камне том выбит и титул Рождества Пресвятыя Богородицы".

В 1740 году местная община получила разрешение от Киевской униатской митрополии, располагавшейся в тот период в Радомышле, городе, ныне расположенном в Житомирской области, разрешение на строительство церкви, о чем свидетельствует визита Каневского деканата от 1746 года. Позже, в 1779 году община посчитала, что церковь «некшталтна» – мы бы сейчас сказали «непрезентабельная»: старую церковь разобрали, и на деньги прихожан начали строительство новой, также деревянной, которая и стоит на этом месте по сей день.

Храм строили пять лет, и 7 февраля 1784 года он был освящён. В 1894 году к храму пристроили колокольню и придел, который позже разобрали, а совсем недавно – восстановили.

В советское время храм закрыли не сразу, в 1931 году – всё же село было казацким. После закрытия церковь сначала хотели разобрать или вообще сжечь, но сельский голова и община её отстояли – в конце концов в ней решили устроить колхозную «комору» – склад. В период Второй мировой войны, в начале 1940-х годов, немецкие оккупационные власти разрешили возобновить богослужения, а после окончания войны храм ещё 10 лет не закрывался. Впоследствии, в период «хрущевских гонений» на церковь, мотивируя «заботой о безопасности верующих» и аварийным состоянием, местные власти церковь закрыли.

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)-0005.jpg

Первая попытка реставрации храма была сделана в 1987 году – для восстановления церкви, которая действительно находилась в катастрофическом состоянии, краеведы-энтузиасты убедили местные власти, исполком Мироновского районного совета, одобрить решение, которое обязало правление колхоза начать обновление церкви с «дальнейшим использованием под складские помещения».

В 1998 году храм передали верующим, и благодаря усилиям настоятеля киевского храма святителя Михаила при Александровской больнице, известного церковного деятеля протоиерея Романа Барановского церковь начала возрождаться и в ней возобновились богослужения.

Однако самый большой вклад в восстановление молитвенной жизни прихода и спасение церкви от разрушения внёс нынешний настоятель церкви, протоиерей Владимир Ромащенко, который стал настоятелем церкви в 2005 году. Средствами мирян и спонсоров в храме поменяли пол, воссоздали алтарь, проложили асфальтированную дорогу к храму. Отец Владимир вспоминает, что поскольку церковь считается памятником архитектуры национального значения, паства обратилась к украинским властям с просьбой помочь уникальной святыне, даже письмо Президенту написали… Ответа так и не получили. Увы, пришлось верующим спасать церковь самим – «спасение утопающих – как говорили незабвенные авторы Илья Ильф и Евгений Петров – дело рук самих утопающих».

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)-0006.jpg

21 сентября 2009 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, управляющий епархией архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан совершил полное освящение храма с праздничной Литургией – к большой радости прихожан, которые очень любят свой храм и своего настоятеля – отца Владимира.

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в стиле казацкого барокко и является уникальным памятником архитектуры, созданным из дубовых брёвен, без единого гвоздя.

Храм относится к крестово-купольному типу, крестообразный в плане, имеет трёхчастную продольно-осевую композицию, трёхсрубный, трёхкупольный. Церковь построена на каменном фундаменте, обшита брусом вертикально, за исключением колокольни, пристроенной значительно позже. При строительстве трёх основных четырёхугольных срубов был применён интересный приём – срезанные углы, но четверики самих срубов по сути повторяют классическую казацкую традицию – даже сохранён небольшой наклон кверху, как это практиковалось в архитектуре казацких церквей XV – XVII веков.

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)-0007.jpg

Все три сруба увенчаны восьмигранными барабанами с ребристыми луковицевидными куполами с барочными маковками. Окна, как и во многих станинных казацких церквях – небольшие, прорубленные на большой высоте – для защиты от потенциальных воров.

Пристроенная в более позднее время трёхъярусная колокольня обшита горизонтально (за исключением короткого второго яруса) и имеет шатровое завершение в псевдорусском стиле.

В интерьере церкви дубовые бревна не обшиты. Сохранились уникальные аутентичные казацкие росписи по штукатуренному брусу – потрясающие иконы казацкого народного стиля.

Интересные факты

Многие народные легенды связывают Рождественскую церковь с гайдамацким восстанием «Колиивщина» – одним из самых масштабных, жестоких и неоднозначных восстаний, имевших, в первую очередь антипольскую, но в огромной мере и антиуниатскую окраску, и разгромленному, как ни парадоксально, совместными усилиями Речи Посполитой и Российской империи, на которую так рассчитывали восставшие.

Местные предания и некоторые источники говорят, что именно в этой церкви и начиналась «Колиивщина» – звучит это так: «[церковь] без единого гвоздя построили казаки Сагайдачного, в которой священник Крупа начал освободительное движение православных украинцев от унии, и где освятил оружие Максим Железняк». Однако, с моей точки зрения, это скорее просто легенда: по историческим данным, восстание под предводительством казачьего атамана Максима Железняка (Зализняка) началось в старинном православном Свято-Троицком Мотронинском монастыре, расположенном в урочище Холодный Яр Черкасской области – этак километрах в 100 от села Тулинцы. А сам гетман Пётр Конашевич-Сагайдачный, великий и уважаемый полководец, умер в 1622 году, за 46 лет до Колиивщины. Возможно, история относится к самой первой, разрушенной в период Руины, церкви, но тогда к Колиивщине и гайдамакам Железняка – не имеет никакого отношения.

Правда, весной 1768 года восставшие гайдамаки Железняка захватили значительные территории в Черкасской области, а позже – район Фастова, Белой Церкви и Богуслава, вплоть до Триполья и даже Житомира. Сам же Богуслав, от которого рукой подать до села Тулинцы, стал одним из мест постоянной дислокации части повстанцев во главе с предводителем гайдамаков Никитой Швачкой (одним из руководителей восстания) и его правой рукой – Андреем Журбой. Так что восставшие жители Тулинцев могли и, скорее всего, присоединились к восстанию.

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)-0008.jpg 

Это косвенно подтверждает визита Каневского деканата от 1746 года, в которой говорится, что один из священников церкви, Крупа, посвящённый униатским Митрополитом Киевским и Галицким Филиппом Володковичем, «во время Колиивщины отступил от унии, за что старостой Каневским Николаем Потоцким удалён от прихода, по усмирении Колиивщины».

Интересна церковь также своей символической лестницей, которая ведёт ко входу в церковь – отец Владимир Ромащенко говорит, что она состоит из 150 ступеней – по числу Псалмов.

Связана с церковью и одна интересная традиция: трёхдневный Крестный ход, который совершается в праздник Рождества Пресвятой Богородицы вот уже много лет подряд, с 2000 года, по инициативе протоиерея Романа Барановского. Маршрут Крестного хода – от Афонского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве – в село Триполье (храм Введения Пресвятой Богородицы) – через село Ульяники, где паломники молятся на месте разрушенной в 1960-е годы старинной церкви – село Пии (храм Успения Пресвятой Богородицы) – в село Тулинцы, где в храме Рождества Пресвятой Богородицы совершается престольный праздник. Верующие рассказывают даже, что однажды во время крестного хода в небе появился образ Божьей Матери.

Местоположение и окрестности

Село Тулинцы расположено в Мироновском районе Киевской области, в 25 километрах к северо-востоку от районного центра – Мироновки, и в 15 километрах от автодороги регионального значения Р-09 Мироновка–Софиевка, на берегу реки Шевелухи, притоке Росавы.

Село Тулинцы было основано казаками в 1600 году и, по версии Лаврентия Ивановича Похилевича, название связано с тем, что «первые поселенцы этого места "тулили" (ютились) в землянках».

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тулинцы (1784)-0009.jpg

О селе в эпоху Гетманщины, по-моему, достаточно сказано выше, могу только добавить, что в 1800 году Тулинцы были, по словам Лаврентия Ивановича Похилевича, «подарены Понятовским бывшему у него главноуправляющим имениями Ячевскому, который в 1845 году продал [их] Евстафию Янковскому».

Современная история села также скрывает очень интересные вещи. Есть гипотеза, что знаменитый советский детский писатель Аркадий Гайдар не погиб в октябре 1941 года в селе Лепляво под Каневом, а с осени 1941 по весну 1942 годов прятался от немцев именно в Тулинцах. Об этом написан очень любопытный материал Виктора Глущенко под названием «Гайдар погиб намного позже официальной даты его смерти». Для тех, кому интересно – почитайте эту историю. Вот никогда и не знаешь, какие удивительные вещи в наших украинских сёлах происходили – богата наша история, только знать её желательно – настоящую!

Продолжение следует

В следующий раз мы с Вами отправимся в потрясающий древнейший древнерусский город Богуслав – познакомимся с Троицкой церковью и самим городом. Будет интересно.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: