Церковь во имя Вознесения Господня (1842) в селе Кривошеинцы

Церковь во имя Вознесения Господня (1842) в селе Кривошеинцы

26/08/2015 1327

Обещанная мною в прошлый раз «церковь со змеями». Когда мы ездили туда в последний раз, настоятель храма протоиерей Сергей Усатый рассказал нам, что орнамент из змей над портиком храма имеет Библейские корни (об этом Вы можете прочитать в разделе «Интересные факты» этой статьи).  Он также сказал, что в церковь часто приезжают прихожане из Киева, которые очень любят эту церковь, правда, к сожалению, местная паства не очень многочисленна.

По его словам, деревянная колокольня церкви очень старая и представляет значительный архитектурный интерес.

Атмосфера в церкви замечательная, все так и дышит стариной. Видно, что некоторые детали интерьера заботливо подновляли и красили в течение многих десятков лет.

А на куполе аисты соорудили себе большое гнездо и исправно выводят в нем птенцов в течение вот уже многих лет. Говорят, что аисты приносят в дом счастье….

История

Строительство Свято-Вознесенского храма началось в 1833 году и длилось 9 лет, до 1842 года. А освятили ее еще через 7 лет, в 1849 году. Церковь была построена на средства местного помещика  Алексея Гавриловича Луцкевича, который похоронен здесь же, возле церкви.

В своем труде «Сказания о населенных местностях Киевской губернии» Лаврентий Иванович Похилевич, украинский историк и краевед XIX века свидетельствует, что в 1743 году на месте существующей ныне каменной церкви стояла деревянная,  построенная на средства польского князя Иосифа Любомирского. Ходатайствовал о строительстве местный священник Григорий Грищенко, первый священник этой церкви, основавший династию священников, служивших впоследствии в этом храме. Князь передал церкви 88 десятин земельных угодий. К сожалению, здание сгорело в 1791 г. «по недосмотру причта». Спустя 3 года на ее месте вновь возвели деревянную церковь, которая стала постепенно разрушаться. Кирпичная церковь, также освященная в честь Вознесения Господня, была заложена благодаря усилиям священника Иосифа Грищинского. Иконостас был перенесен из прежней церкви в новую.

Рядом с церковью в 1858 году возвели деревянную колокольню, которая стоит и поныне.

Церковь была почти постоянно действующей, только перед войной, в конце 1930-х годов, церковь была на некоторое время закрыта. Церковь хотели превратить в склад, но верующие отстояли храм и сохранили все иконы и церковное имущество, которое было возвращено в храм, когда во время войны службы возобновились.

Архитектура

Вознесенская церковь сооружена как крестово-купольный крестообразный храм с одним большим куполом. Храм построен в стиле классицизма и похож на такой же классический для этого стиля храм в  расположенном недалеко селе Шамраевка. Церковь украшена колоннами и орнаментом из рельефных змей на входе. Над входом расположены иконы, посвященные жизни Господа Иисуса, в том числе Рождества Христова и Вознесения Господня, а также икона Матери Божьей. Центральный престол освящен в честь Вознесения Господня, а также в церкви есть придел, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь является памятником архитектуры местного значения.

Отдельно, возле храма расположена  деревянная колокольня, которая, по одним источникам, была построена уже после возведения каменной церкви, а по другим - сохранилась со времен ее предшественницы.

Существовавшая до революции 1917 года кирпичная ограда с коваными секциями вокруг храма была демонтирована, однако позже ограду частично удалось вернуть церкви.

Интересные факты

Согласитесь, увидеть орнамент в виде змей над входом в церковь – вещь не совсем тривиальная.  Настоятель церкви рассказал нам, что своим появлением змеи над входом обязаны Библейскому сюжету, связанному с медным змием.

Когда еврейский народ под руководством Моисея 40 лет странствовал по пустыне в поисках земли обетованной, устав от скитаний, они время от времени поднимали ропот на Бога, за что Господь их наказывал и насылал разные напасти, а потом по молитвам Моисея миловал их. В одном из таких случаев Господь наслал на них ядовитых змей, от яда которых не помогали никакие противоядия. Тогда, испугавшись, евреи раскаялись и Моисей, по указанию Господа, сделал «медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» Числа, глава 21 , стихи 6-9.

Еврейские мудрецы трактуют это следующим образом: «Все дело в том, что когда сыны Израиля обращали свой взор к Всевышнему и смиряли свои сердца пред Отцом Небесным – тогда Всевышний посылал им исцеление. А если нет – то змеиный яд делал свое дело».

Интересно продолжение истории медного змея, воспоследовавшее в царствование иудейского царя Езекии и изложенное в Четвертой книге Царств, глава 18 , стих 4 «Он [Езекия] отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан», т.е. они стали поклоняться медному змею и Господь уничтожил идола.

Упоминание этой ветхозаветной истории содержится в Новом Завете - Евангелии от Иоанна, глава 3:14-15:

«14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»

Это объясняет нам, как медные змии оказались над портиком Вознесенского храма.

Еще интересный факт: для церкви в 1986 году приобрели комплект колоколов, самый большой из которых весит полтонны – 500 килограмм.

Местоположение и окрестности

Село Кривошеинцы сквирского района киевской области расположены в 135 километрах от Киева и 12 километрах от Сквиры, совсем близко к юго-восточной окраине Житомирской области.

Село и окрестности очень живописные, рядом протекает река Сквирка. Ранее село называлось Кривошиенцы, так как хутор, на месте которого расположено нынешнее село, основал переселенец по имени Кривошиец из древнего села житомирской области – Паволочь. Само село Паволочь во времена древней Руси было частью Поросской оборонной линии Русской державы. В селе возвышается несколько старинных курганов. Лаврентий Иванович Похилевич пишет: «Близ села есть древний вал, на коем 8 больших, 6 средних и 7 малых могил». Вероятно, эти курганы относятся к тому же периоду.

В ХVIII веке через село проходила почтовая дорога из Сквиры в Бердичев, сейчас это – трасса Р32 Белая Церковь – Кременец, вдоль которой и расположено село.

Продолжение следует

Мой следующий рассказ будет о старинной деревянной церкви Архистратига Михаила в селе Остров ракитнянского района. Я покажу Вам, как она выглядела до и после реставрации, на сей раз, на мой взгляд, вполне успешной.  Об этом и многом другом – в следующей записи блога.

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: