Как в «Правом секторе» Почаевскую Лавру правонарушителем обозвали

Как в «Правом секторе» Почаевскую Лавру правонарушителем обозвали

13/02/2016 1246
Автор: 

Недавно на сайте «Религия в Украине», который известен своими предвзятыми публикациями по поводу Украинской Православной Церкви, появился материал о том, что члены группировки «Правый сектор» обратились к представителям правоохранительных органов по поводу печатной продукции, распространяемой на территории Свято-Успенской Почаевской Лавры. Мол, служители святыни нарушили «равноправие граждан в зависимости от их отношения к религии».

Чтобы понять, имело ли место правонарушение на самом деле, давайте попробуем разобраться в сути претензий. Речь идёт о таких Почаевских листках и брошюрах:

  • «Раскол. Патриотизм или преступление?»;

  • «Католицизм и его борьба с Православием»;

  • «Почему мировое Православие не признает Киевский Патриархат?»;

  • «Святые отцы о ереси латинства (о католичестве)»;

  • «Осторожно секта! …».

Теперь давайте коснёмся тематики каждого конкретного печатного материала, чтобы понять: имело ли место на самом деле правонарушение со стороны Лавры, либо информация о нем «высосана из пальца»?

Несколько слов о расколе

В Православной Церкви существует такое понятие как раскол. Оно есть, независимо от того, на территории какой страны оно действует. Понятие раскола ещё много веков назад использовали Святые отцы по отношению к тем людям, которые откололись от единства с Мировым Православием. Подобная терминология является внутренним делом Православной Церкви как таковой и неотъемлемой частью её учения. Каждое воскресенье на Литургии священник и миряне произносят Символ Веры, тем самым утверждая, что верят в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Те религиозные организации, которые входили в её состав, но откололись, являются раскольниками согласно этому понятийно-категориальному аппарату.

Если анализировать данный вопрос даже не с точки зрения духовных аспектов, а с позиции светского законодательства, то такие определения не нарушают ничьих прав. Во многих признанных Поместных Православных Церквах существует проблема раскола, а термин «раскольник» свободно используется. Никто не подаёт в суд, поскольку подобные аспекты являются внутренним делом религиозной организации. В данном контексте можно провести аналогию с мусульманским миром. На территории Украины проживает немало мусульман, однако, согласно их учению, христиан и представителей других конфессий они считают «неверными». Такая позиция – внутреннее дело их религиозной организации. Учитывая, что они не идут совершать над христианами никаких насильственных действий и не совершают вандализм по отношению к христианским святыням, ни одного правонарушения нет. С точки зрения действующего законодательства нашего светского государства, как бы это не нравилось представителям течения «за единую-поместную», внутренняя позиция религиозной организации является её собственным делом. Поэтому, кто угодно может считать другого неверным, согласно своей религии, не причиняя тому человеку вреда. Это не является правонарушением.

Другое дело, что в нашем государстве, которое потихоньку начинает терять свой светский характер, есть люди, которые хотят поставить Церковь на службу своей идеологии и слить Её в одно целое с государством. Однако, подобный подход является нетипичным для Православной Церкви, поскольку Спасителем было сказано: «Царство Моё не от мира сего». Как свидетельствуют исторические примеры, процесс чрезмерного сближения Церкви и государства всегда завершался негативно – как для одной, так и для другой стороны. Поэтому вполне логично будет поставить вопрос о том, чем же на самом деле является раскол – проявлением патриотизма или нравственным преступлением, которое, хоть и не несёт юридических последствий, но идёт против совести?

О католицизме

Любой человек, который стремится ознакомиться с информацией об отношениях православных и католиков в историческом контексте, может узнать много непростых для восприятия фактов. Однако, историю не перепишешь. И вспомнив, сколько на территории Украины было убито и замучено православных, когда насаждалась уния, будет трудно сказать хоть что-то хорошее о том периоде. Борьба католицизма с православием действительно в своё время имела выражение в активных действиях. Хорошо, что сейчас все в порядке. Но разве можно считать правонарушением рассказ об исторической правде?

«Киевский Патриархат» и мировое Православие

Мировое Православие не признает такую религиозную организацию, как «Киевский Патриархат». Представителей УПЦ КП не приглашают на схождение Благодатного Огня (не потому ли, кстати говоря, потому что многие из них не считают Его чудом?), самопровозглашённого «Патриарха» Филарета не позвали на собрание Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в связи с подготовкой к Всеправославному Собору. Более того, на этом собрании первоиерархи Поместных Церквей выразили поддержку Украинской Православной Церкви и заслушали информацию о преследовании её верных со стороны «Киевского Патриархата», которые выражаются в рейдерских захватах храмов, избиениях и тому подобном. «Киевский Патриархат» действительно находится за пределами Мирового Православия. Поэтому говорить о данном факте – это просто констатация. Опять же, есть ли в ней что-то противозаконное?

Святые отцы и ересь «латинства»

Православие и католицизм представляют религиозные организации, которые не имеют между собой евхаристического единства. Это тоже является общеизвестным фактом, как и то, что Святые отцы Православной Церкви отрицательно относились к католицизму как таковому – конечно, не имея ненависти к католику как человеку и Божьему творению. Здесь действует аналогичный пример, который был приведён выше в отношении мусульман. Они считают христиан «неверными» в вопросах веры. А почему христиане должны быть верны исламу? Аналогично это касается католицизма. Православная Церковь считает ересью всё, что противоречит Её учению. Поскольку не только догматы, но и сам Символ Веры у католиков видоизменён, то указания на этот факт с использованием характерной для Православной Церкви терминологии не является разжиганием религиозной вражды. Об этом говорилось веками. Почему же именно сейчас, на волне псевдо-патриотизма, подобные утверждения «поднимаются» представителями отдельных националистических организаций и истолковываются в произвольном русле?

Ну и о сектах

Понятие «секта» не является характерным исключительно для Православной Церкви. Оно является широко применяемым в различных областях знаний. Например, в психологии, где существует теоретическая база по деструктивным и тоталитарным сектам, путям выхода из них и тому подобное. Религиозные организации, нарушающие права человека, отнимающие у него свободу и способствующие психологическому закабалению с полным подчинением воли лидеру, являются сектами. Опять же, зачем скрывать очевидное и видеть разжигание религиозной вражды там, где его нет? Создаётся впечатление, что для отдельных представителей «Правого сектора» констатация существования сект является значительно большей проблемой, чем сам факт их деятельности со всеми сопутствующими проблемами в виде мошеннических схем, выманивания у людей средств и разрушения их психического здоровья.

А в завершение – о «безгрешном» «Правом секторе»

Представители «Правого сектора», которые обвиняют УПЦ в дискриминации по религиозному признаку, написали на эту тему «интересное» заявление. Назвали они его «Московская церковь». Ненависть и нарушение законодательства». Из самого названия можно понять, о которой «любви» будет идти речь дальше со стороны самой организации. На сайте цитируются нормы законодательства Украины и отмечается, что, якобы, УПЦ нарушает права других на свободу совести. Однако, в чём состоит нарушение? В том, что наша Церковь, не призывая ни к одному виду насилия или социальной дискриминации иноверных, имеет свою позицию? Так подобное можно сказать о любой религиозной организации. Непонятно, где здесь имеется правонарушение.

Очень «красноречивым» является завершение материала на официальном ресурсе «ПС»: «Прочь от никчёмной Москвы и её патриархата». Интересно, а что хотели этим показать представители «Правого сектора»? Свою большую тактичность и стремление к межконфессиональному миру?

Возврат к списку

Ваш комментарий

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: